Воскресенье, 22.07.2018, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS

«Альтернатива» Центр дополнительного образования детей.

Жизнь в своем формате

 

«Дочка носит исключительно черно-розовую одежду с кучей прицепленных значков, а также рыдает и хохочет с чрезмерным усердием? Сын выбрил виски, зачесывает волосы на сторону и красит губы в черный цвет?»

 

Не спешите в панике к врачам!

 

Возможно ваши отпрыски примкнули к тем или иным неформальным молодежным движениям…

Что вы знаете о готах, эмо, растафари? Ну вот, плечами пожимаете... Как и большинство взрослых людей в ответ на подобный вопрос.

В подростковом возрасте все силы брошены на то, чтобы «выпячиваться» и раздражать взрослых. Подросткам свойственно ощущение, что взрослые их угнетают. И они с удовольствием против этого угнетения восстают.

Неформалы существуют: они находят друг друга по Интернету или пополняют ряды того или иного движения за компанию с друзьями. А родители, ничего не понимая в новом увлечении, не знают, как реагировать.

Так что давайте разбираться, кто есть кто.

 

 

Дети природы

 

         Они всегда выделяются в толпе: объемные вязаные береты, волосы, заплетенные в дрэды. Они слушают рэгги, чьи корни кроются в народной музыке Ямайки, а их девизом служат слова «peace and love» («мир и любовь»). Они растаманы, или растафари.  В далекой от жаркого ямайского солнца России интерес к рэгги и растаманству проснутся на рубеже 70—80-х годов.

         Лет пять назад богемность растаманов увлекла юную художницу Яну из подмосковного города Дмитров, и она  вступила в их ряды.

— Все так ХОРОШО начиналось! — вспоминает Яна. - Мы, дети бетонных «коробок», провозгласили себя частью природы. Мы заботились о своем Здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, и отвергали табак, спиртное и всевозможную химию». Мы ходили босиком (однажды я босая дошла от Савеловского вокзала до своего института — минут тридцать). И заплетали волосы в дрэды: согласно раста-представлениям, дрэды являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа (правда, происходит слово «дрэды» от английского «дрэдлокс» — «ужасные патлы» — и назвали так прическу добропорядочные английские граждане).  

         В то время мне было16 лет, и идея восстать против любого угнетения вдохновляла. Ведь Рас Тафари Макконен, чьим именем назвали движение, - это император Эфиопии, который отменил в стране рабство. А подросткам так свойственно чувство, что их угнетают. Единственное, что мешало проникнуться идеями растаманов полностью – их легкое отношение к курению «травки». Не знаю, чем могло бы закончиться новое увлечение, если бы не трагедия: один из моих друзей, забыв, что он — «дитя природы», перешел на героин...

         К сожалению, листик марихуаны — столь же излюбленный символ растафари, как и Звезда Давида, и Лен Иудейский. А ведь наркологи в один голос заявляют: «легких» наркотиков в природе не существует.

         Впрочем, движению растафари в нашей стране уже почти три десятка лет, но оно так и не стало популярным. Зато в последнее время в России появляются все новые виды молодежных субкультур, гораздо  более массовые. Они, казалось бы, не несут с собой такую очевидную опасность, как наркотики, но и в них есть свои «подводные камни».

 

Готы. Депрессивные умники

 

— Я отлично помню один момент из детства, — рассказывает 36-летняя Елена. — Мне 14 лет, я стою под Душем. И вдруг в голову приходит мысль: все равно я умру!

         Тогда я впервые так отчетливо осознала бренность бытия. И главное, ни с того ни с сего. Возраст, видимо, такой был. Но накрыла настоящая депрессия. Готов в моей юности еще не существовало. А так, наверное, к ним бы примкнула.

         Два года назад целый коллектив педагогов, психологов и социальных работников провел анализ субкультуры готов в Санкт-Петербурге. Среди авторов работы был и Владимир Гущин — начальник отдела анализа молодежных субкультур питерского Центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних.

         Почему исследователей заинтересовали именно готы?

— Они среди прочих субкультур самые интеллектуальные, — объясняет Владимир Александрович. — Мальчики и девочки, которые считают себя готами, слушают классическую музыку и читают книги таких писателей-мистиков, как Анна Райс, Эдгар По, Герман Гессе и Фейхтвангер.

         Кто такой настоящий гот? Замкнутая меланхоличная личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище тот чувствует себя комфортно (но это должно быть старинное кладбище). А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности суициде.

— Но, несмотря на все их рассуждения о бренности бытия, в моей практике случаев суицида среди готов не было, — уверяет Гущин. — Максимум, что ребята делали царапали запястье, чтобы потом демонстрировать окружающим «шрамы». Особенно любили пугать ими родителей.

         К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, кроме прочих, в ряды готов вступили бывшие панки (не самая агрессивная их часть — те подались в скинхеды), которые привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так, именно маргинальные слои готов виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.

 

Экстремалы

 

         Это люди, которым в обычной жизни не хватает острых ощущений. Их девиз: «Тормоза придумал трус!». Это они прыгают с гор с парашютом, спускаются на сноуборде по «диким» трассам, ездят на велосипеде по гористой местности.

 

Граффити (стрит-арт)

 

         Если подросток пишет на стене в школьном туалете: «Сема — дурак!», он невольно вступает на путь международной тинейджеровской «мафии», зародившейся в 60-е годы в Америке. Существует версия, что изначально граффити развивали торговцы наркотиками, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, не понятных ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи «травки», цены и прочее. Со временем из секретного вида связи граффити превратилось в обычное средство общения подростков. Чаще всего райтеры (именно так называют они себя) изображают свои собственные прозвища, причем в зашифрованном виде, а также животных и фантастических существ. На «бом6ежки» то есть разрисовывание стен - райтеры обычно ходят группами от 3-х до 10-ти человек.  Их «жертвами» становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда в депо.

 

Вся жизнь — театр

Толкиенисты

         Стук деревянных мечей, фигуры, закутанные в длинные плащи, — на лесных полянах возле московского района Митино нередко можно видеть, как юноши и девушки разыгрывают необычные сценки из непонятной жизни. Гуляющие местные жители к ним уже привыкли, а новичкам поясняют: «Это толкиенисты

          Словом «толкиенисты» называют разных людей. Существуют два основных стержня, вокруг которых вертится все это сообщество: мир, описанный во «Властелине Колец» и других книгах Толкиена («Средиземье» или «Арда», с ударением на первый слог), в этом мире живут и действуют люди, эльфы, гномы, хоббиты и прочие народы; ролевые игры, то есть нечто вроде театральных постановок на открытом воздухе. Толкиен для «ролевика», как правило, — один из множества писателей, по сюжетам книг которого проходят игры-импровизации (например, сегодня появилось много «поттероманов» — любителей книг Джоан Роулинг).

         Но Толкиен популярнее остальных:

он был первым, кто так подробно описал вымышленный мир, что в него стало интересно играть...

         Несмотря на различия толкиенистов и ролевиков, ежегодно на их общий слет «Зиланткон» в Казань съезжаются тысячи поклонников Толкиена и ролевых игр.

— И это неудивительно, — считает психолог Светлана Чурбанова — оглянитесь вокруг: нас буквально заставляют создавать мир мифов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в «Детский мир» или посмотреть телевизионные передачи... Кстати, в одной из научных дипломных работ, выполненной на факультете психологии МГУ было показано, что уровень агрессивности у подростков, посещающих театральную студию, ничуть не ниже, чем у малолетних правонарушителей. Различия касались только формы агрессии. У театралов была зафиксирована вербальная, а у правонарушителей — физическая агрессия.

         Но если ребенок увлекся шитьем «эльфийских» костюмов, изготовлением мечей и хочет поехать в лес с ночевкой на ролевую игру, родителям стоит внимательно приглядеться к его новым друзьям. Важно, чтобы ребенок не попал в компанию, где лидером является недостойный человек, который упивается своей властью над окружающими. А хорошо организованная ролевая игра должна проводиться с соблюдением всех мер техники безопасности. Например, на игры, в которых участвуют более десятка человек, обычно приглашают хотя бы одного постоянно дежурящего врача на случай бытовых травм и отравлений.

 

Эмо не боятся боли

 

         Уже несколько лет назад на улицах появились подростки в черно-розовой одежде с сумками, украшенными многочисленными значками — это мода на эмо докатилась России. Узнать эмо легко: они накрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Сочетание черно-розовых цветов в одежде символизируют эмоции: радость и горе. А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль. Об этом они и стихи сочиняют:

«..Хотите — верьте мимо воли, Но ЭМО не боятся боли.

Хотите — верьте иль не верьте, Но ЭМО не боятся смерти...»

         Это четверостишие разместила в Интернете 14-летняя Александра из Херсона. Действительно, «правильному»  эмо полагается быть ранимым настолько, что любое огорчение теоретически может стать причиной добровольного ухода из жизни.

         В отличие от большинства взрослых, мама 10-летней Сони Анна всегда считала, что дочка должна переиграть во все молодежные увлечения: «Я сама, — поясняет она, — в юности считала себя то хиппи, то металлисткой, и ничего страшного со мной не случилось!» В общем, лет с восьми Сонька была готом, а недавно объявила, что она — эмо.

         Для игры в эмо Соне потребовались бесчисленные значки, на которых были изображены вырванные сердца и зашитые глазки, сумка с изображением мертвой невесты (есть такой персонаж в культовом для эмо и готов мультике Тима Бартона) и рюкзак в форме гроба. Все это мама ей покупала, поддерживая увлечение дочери. Впрочем, лояльность родителей длилась недолго. Когда в самый разгар рабочего дня у Анны зазвонил телефон и в трубке она услышала голос дочери: «Ты меня не любишь! Вы с папой хотите еще одного ребенка, значит, я нам уже не нужна! Я разрежу себе вены!» — стало ясно, что ребенок заигрался.

         В общем,  эмо-увлечение родители пресекли. Теперь Соня — «СКА»: на сумке — значки с хулиганскими словечками. В наушниках плеера — песни с ненормативной лексикой.

         Кстати, исследователи неформальных молодежных движений утверждают, что эмо — одна из самых неагрессивных культур. Именно такие в современной России приобретают все большую популярность. Более того — именно к эмо сегодня все чаще примыкают и подростки из дворовых группировок (оказалось, что далеко не всем, даже физически сильным ребятам нравятся принятые в них жесткие взаимоотношения).

Правда, тем самым искажается первоначальная идея субкультуры: накачанный эмо — это необычно. Зато скинхеды теперь вынуждены отказываться от своей любимой забавы бить эмо,  потому что все чаще получают серьезный отпор.

 

Сначала были панки

 

«Дедушками» эмо и готов были панки и металлисты – поклонники «тяжелой» музыки и жизни «без правил». Кстати, истоки большинства молодежных субкультур кроются именно в музыке. Так, пани-рок – один из самых популярных стилей в музыке – породил в середине 70-х годов прошлого века субкультуру панков (это по-английски «отбросы»). Их униформа: косухи с множеством металлических заклепок и украшений, длинные волосы и ирокезы, часто раскрашенные в разные цвета. Их кредо: «живи легко и умри молодым». Спустя лет 10 стиль стал видоизменяться и возник пост-панк – депрессивное музыкальное течение, которое сформировало готическую пост-панк волну. Имидж готов – трансформация панковского (те же ирокезы – вибритые виски до сих пор отличительный признак готов, - но зачесанные на одну сторону. А «эмо» (сокращенное от «эмоциональный») – это хард-рок музыки, основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и текстах песен,  посвященных любви и внутренним переживаниям. Стиль зародился в середине 80-х годов прошлого века. А к началу 90-х приобрел достаточную известность в независимой музыкальной среде и вылился в отдельную субкультуру.

 

...Только спокойствие!

 

         Каждый подросток стремится, во-первых, выделиться из толпы, во-вторых, быть своим в стае. И не стоит бояться их вызывающего вида и поведения: это ведь очень демонстративный возраст, когда все силы брошены на то, чтобы выпячиваться и вызывать раздражение взрослых. Просто раньше для этого служили брюки-клеш и обклеенные картинками гитары. А сегодня — косые челки, плащи и мечи. И атрибуты смерти это своего рода бравада: когда человек что-то изображает, он этого перестает бояться.

         Дети, чтобы понять, что такое хорошо, и что такое плохо, должны попробовать и то, и другое. Раньше у молодежи было движение «висяков» — они поздно вечером катались в вагонах метро, повиснув вниз головой на поручнях. Сегодня играют в мир Толкиена. Завтра будет что-то еще: подростки всегда будут искать способы выплеснуть свою самость.

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29