Четверг, 24.05.2018, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS

«Альтернатива» Центр дополнительного образования детей.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Недостатки речи и их преодоление

Недостатки речи детей могут быть классифицированы по трем категориям. К первой относятся те, которые присущи всем детям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития; ко второй категории относятся недостатки, обусловленные особенностями конституции и неправильносятями в развитии механизмов речи, и к третьей – приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.

По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорит следующее:

«Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника ошибок:

1.     Сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребенка ещё недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только грубо общее усваивается;

2.     Апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обуславливает неодинаковое отношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов в частности;

3.     Моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;

4.     Ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевых восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти. Ошибки этого рода присущи детям в тот ранний период, когда развиваются и совершенствуются механизмы речи».

 

Если развитие ребенка протекает нормально, эти ошибки постепенно и последовательно изживаются сами собой. Обязательные педагогические мероприятия по отношению к ним должны выражаться только в одном: не воспроизводить этих ошибок, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Ко второй категории недостатков речи относятся недостатки анатомического и психофизиологического характера. К явлениям первого порядка относятся такие явления, как заячья губа, щели в нёбе или челюстях, второго – все виды заикания и часто глухонемота.

Необходимо популяризировать эти вопросы, обращать внимание педагогов, родителей в интересах оберегания детей от воздействий, могущих оказать на их речь вредное влияние. Дети с ярко выраженными недостатками  - глухонемые, заикающиеся – не должны воспитываться совместно с нормальными детьми.

Ошибки и недостатки речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающей на речь ребенка огромное влияние. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи людей, с которыми он живет.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; поднимать культуру речи окружающих; работать с семьёй; каждому находящемуся в речевом общении с детьми относиться критически к собственной речи, работать над её усовершенствованием, всемерно заботиться о том, чтобы слух ребёнка воспринимал образцы лишь совершенной речи.

Но самое основное – неустанно вести работу с детьми. Прежде всего следует тщательно зарегистрировать главнейшие, преобладающие ошибки речи детей и уделять им специальное внимание. Следует пользоваться всяким удобным моментом, чтобы привлекать к этим ошибкам внимание детей, придумывать соответствующие устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих ошибок.

Делать поправки следует только при уверенности, что поправка дойдёт до сознания детей. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадут даром, в худшем – раздражают детей.

 

 

Учитель – логопед Початкова С.М. 

Категория: Мои статьи | Добавил: alternatiwa (23.12.2010)
Просмотров: 1357 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
здесь на официальном веб-портале можно увидеть громадный выбор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-196.html - синева под глазами.

1  
biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поговорим о воспитании [0]
Памятки, рекомендации родителям о воспитании детей
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28