Четверг, 24.05.2018, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS

«Альтернатива» Центр дополнительного образования детей.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Первичная профилактика речевых нарушений у детей

   Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается еще до рождения ребенка. Это консультирование будущих мам и пап с целью исключения возможности наследственной патологии психики и речи ребенка.

     С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью. Родителям необходимо внимательно следить за ходом становления и развития таких реакций, как сон, крик, движения и другие реакции новорожденного, так как нарушения речи могут спровоцировать различные биологические факторы.

      Одним из таких факторов риска речевых нарушений является леворукость. Одной из рекомендаций является запрещение переучивания леворуких в праворуких. После 2,5 лет и старше приобретают значение такого рода воздействия, как наказание дома и особенно в детском учреждении, нежелание посещать ясли, испуг при встрече с малознакомыми лицами, животными, страх отрицательных сказочных героев и пр.

     Очень важны для нормального развития речи ребенка отношения в семье. И если наблюдаются неприятие со стороны матери, отца, конфликты между родителями, воспитание в двух домах (у бабушки), неадекватный тип воспитания ("кумир", гиперопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей), то это может привести к различным речевым патологиям. Неправильным также является стремление родителей угадывать желания ребенка по мимике и жестам.

        Формировать речевые умения нужно в соответствии с возрастной нормой.

       Не следует начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарный запас состоит из 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи. Его общение со взрослым становится речевым.

      При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушивать малыша.

      Несмотря на такой большой словарный запас, внешне речь в этом возрасте далек от совершенства. Нет чистоты в звучании шипящих, звука -р-, частые перестановки звуков, отсутствие их и т.д. Обычно это исчезает только к 4-5 годам жизни по мере созревания физиологических и психологических функций мозга. В тех случаях, когда взрослые, забавляясь, копируют РЕЧЬ РЕБЕНКА (ссюкают), процесс овладения правильной речью затрудняется.

      В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речи, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления обычно к 4-5 годам исчезают. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию (порой родители принимают это за заикание), если в этот период ребенка будут окружать напряженная обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.

        Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь убрать запинки помогут разучивание с ребенком коротких ритмичных стихов и песен, маршировки под песни и т.д. Необходимо также приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном. Четко произнося слова, договаривая окончания.

     Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше говорить, желая облегчить взаимное понимание, переходя на язык жестов. Это неправильно. Наоборот, нужно как можно больше разговаривать. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития речи. Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность звукопроизношения препятствует процессу овладения грамотой в школьном возрасте.

        Поэтому ранняя профилактика речевых расстройств необходима.

Категория: Мои статьи | Добавил: alternatiwa (28.04.2012) | Автор: Учитель-логопед Початкова С.М.
Просмотров: 1152 | Теги: дети, речь, нарушения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поговорим о воспитании [0]
Памятки, рекомендации родителям о воспитании детей
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28