Четверг, 24.05.2018, 06:53
Приветствую Вас Гость | RSS

«Альтернатива» Центр дополнительного образования детей.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовительный период при коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Подготовительный период при коррекции дизартрии у детей с ДЦП

  Начнём с того, что же такое ДЦП? Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

   К первой группе причин возникновения детского церебрального паралича относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуху, цитомегалию, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесенные во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе причин относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

    Воздействие вредных факторов на мозг во внутриутробный период развития, в родах и после рождения вызывает разнообразные изменения в оболочках и веществе мозга, которые в дальнейшем нарушают их нормальное развитие.

   Ведущими в клинической картине детских церебральных параличей являются двигательные нарушения, которые характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, эпилептиформными припадками.

  Анализируя проблему  речевых расстройств у детей с церебральным параличом, отмечается, что у большинства больных, страдающих данной патологией, наблюдаются нарушения речи с преобладанием различных форм дизартрий.

     При этом особенно подчеркивается роль недостаточности речевых кинестезий в структуре речевого дефекта. В связи с этим выдвигается основной принцип логопедической работы при дизартрии – принцип двигательно-кинестетической стимуляции, так как у детей с дизартрией имеется не только недостаточность произвольных артикуляционных движений, но и слабость кинестетических ощущений.

        Опираясь на этот принцип, уже с первых занятий у логопеда, на которых дети знакомятся с органами артикуляции, начинается работа по развитию кинестетических ощущений.

Знакомство с органами артикуляции проводится в определенной последовательности, активно используя при этом механический раздражитель (палец логопеда, палец ребенка, логопедические зонды). Сначала логопед показывает на себе каждый орган артикуляции, начиная с губ, называет его, а затем предлагает ребенку найти этот орган у себя, показать его и повторить название. После этого предлагается найти этот орган на муляже (кукле), показать его и, если возможно, пощупать руками. Лишь затем переходим к работе по рисунку, схемам или артикуляционному профилю. На последнем этапе ребенку рекомендуется закрыть глаза и показать нужный орган еще раз. Для закрепления усвоенных знаний о речевых органах, а также для развития кинестетических ощущений предлагается игра ''Угадай-ка''. Ребенок с закрытыми глазами должен угадать и правильно назвать тот орган артикуляции или его часть, которые потрогал логопед. Более сложным в этой игре является задание, когда ребенок сам с закрытыми глазами касается (показывает) пальцем или зондом названных органов артикуляции.

Особое внимание на подготовительном этапе уделяется развитию речевой моторики. Основной задачей в коррекционной работе на данном этапе должно быть улучшение подвижности и ощущений органов артикуляции в целом: совершенствование произвольных движений языка и губ, развитие речедвигательных  кинестезий, статической и динамической координации движений речевых органов. Развитие речевой моторики является особенно значимым для коррекции звукопроизношения. В связи с этим основное место в коррекционной работе занимает подготовка артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуры. Для этого можно использовать специальные логопедические упражнения, которые подбираются индивидуально с учетом речедвигательных нарушений у каждого ребенка. На начальных этапах работу лучше проводить с максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Известно, что тактильный анализатор играет важную роль в кинестетическом восприятии, поэтому перед артикуляционной гимнастикой проводится: а) массаж артикуляционной и мимической мускулатуры с учетом особенностей нарушений мышечного тонуса; б) И.Л К. (искусственная  контрастотерапия). Проведение дифференцированного массажа способствует тактильно-проприоцептивной стимуляции, развитию статико-динамических движений и четких артикуляционных кинестезий. На первоначальном этапе массаж проводит сам логопед. В дальнейшем с целью развития тактильно-кинестетического восприятия, а также моторики кистей и пальцев рук логопед постепенно обучает детей, учитывая их индивидуальные двигательные возможности, самостоятельному проведению массажа, предлагая выполнять доступные его приемы.

Целесообразно сочетать выполнение массажа лицевой мускулатуры с элементами мимической гимнастики. Так, при массаже лба ребенку предлагают поднять брови (придать лицу выражение удивления) и пальцами рук помогают активизировать мышцы лба для правильного выполнения позы в полном объеме. С целью развития мимических мышц необходимо формировать способности ребенка произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль. Для этого перед зеркалом детей обучают открывать и закрывать глаза, подмигивать поочередно, надувать щеки с перемещением воздуха из одной половины рта в другую, ''набирать'' воздух под верхнюю губу, под нижнюю и т.д. При этом можно использовать игры ''Обезьянки'', ''Зеркало''. Наиболее дифференцированных  движений мышц лицевой мускулатуры и полного их объема можно достичь при выполнении символических поз (выражений лица ''удивление'', ''радость'', ''грусть'' и т.д.). Большой эмоциональный интерес вызывает у детей при выполнении этих поз использование не только иллюстрированных детских мимических выражений, но и соотнесение предложенных сюжетов со стихотворной формой. Это помогает детям правильно осмыслить данный вид движений, соотнести с определенной ситуацией и запомнить.

Для подготовки  губ и языка к статико-динамическим движениям можно включать элементы самомассажа губ и языка: всасывание углов рта, поочередное поглаживание губ губами и зубами (по типу упражнения ''Расческа''). Самомассаж  языка проводится с помощью губ и зубов в 4 приема: межгубное поглаживание, межгубное постукивание (или причмокивание), межзубное поглаживание, межзубное постукивание. Во время самомассажа должен осуществляться контроль за выдвижением языка по средней линии.

Важное значение для правильного формирования  звукопроизносительной стороны речи имеет подвижность нижней челюсти, полный объем ее движений. Учитывая ограниченный объем движений и спастичность мышц нижней челюсти у детей с ДЦП, особое внимание в работе по формированию артикуляционного праксиса следует уделять активизации нижней челюсти. Работу по активизации мышц нижней челюсти лучше осуществлять последовательно. На первоначальном этапе широко применяются игровые моменты с использованием игрушек (муляжей) ''Галчонок хочет есть'', ''Скворушка поет''. Затем ребенку предлагается выполнять упражнения под счет. Удержание позы под счет помогает ребенку не только более точно ощутить, прочувствовать это положение, но и запомнить его кинестетически, осознать. Открывание, закрывание и удержание нижней челюсти проводим со следующей инструкцией: ''Мы рот умеем открывать: раз – широко открыли рот и удержали его под счет до 5''. В ходе выполнения упражнения активизируется внимание ребенка на положении кончика языка у нижних резцов.

Работа по формированию моторики нижней челюсти позволяет также активизировать движения губ, языка, мышц мягкого неба и задней стенки глотки. Поэтому движения нижней челюсти можно сочетать с определенным положением языка для подготовки нужных артикуляционных позиций. Так, для формирования дорсальной позиции (упор кончика языка в нижние резцы) необходимо удержать рот открытым под счет. Для создания альвеолярных поз можно использовать известные упражнения: ''Маляр'', ''Грибок'', ''Гармошка'', 'Лошадка'', соотнося их со стихотворной формой. Например, для упражнения ''Маляр'':Красить потолок пора-Пригласили маляра.Челюсть ниже опускаем-Маляру мы помогаем.

       Большое значение имеет двигательная функция нижней челюсти для голосообразования. Чем ниже  опущена челюсть, тем выше поднято мягкое небо и тем более оказывается открытой глотка, что способствует работе голосовых связок. С этой целью предлагаем отрабатывать движения нижней челюсти с произношением звуков и звуковых сочетаний. Целесообразно в этом виде упражнений широко использовать звук ''а'', учитывая наибольший объем движения нижней челюсти при произношении данного звука. Работа проводится последовательно. Сначала звук  артикулируется без голоса, затем произносится шепотом с постепенным усилением голоса ( звучит '' Песенка Ани'') и с понижением его (аааААааа). Можно использовать также звуковые сочетания ''па''-''ба'', ''ба''-''да'' и др.   Для удержания нижней челюсти открытой в момент произношения звукового сочетания гласный звук произносится длительно ''пааа''-''бааа'', ''тааа''-''дааа''.  Работа со слогами типа ''мдаа''-''мбаа'' способствует формированию дифференцированного выдоха, правильной голосоподачи, а также смыканию губ и выполнению движений нижней челюсти в полном объеме.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить дифференцированно в зависимости от характера речедвигательных расстройств и тяжести поражения артикуляционного аппарата. В тяжелых случаях первоначально выполнение артикуляционных движений осуществляется в пассивном, а затем в пассивно-активном и активном плане. При формировании активных произвольных движений соблюдается определенная последовательность. На начальных этапах ребенок выполняет самостоятельно артикуляционное движение, опираясь на показ логопеда (логопед показывает сам нужное положение, повторяя его неоднократно в замедленном темпе). Затем  предлагается наглядная опора  (фотография, рисунки и т.п.) с изображением  конкретной позы. На последующих этапах  используется сравнительный образ (губы вытянуты хоботком, как у слоненка, улыбаемся широко, как лягушки, и т. д.) и картинка того предмета, животного, который берется для сравнения. Постепенно активные произвольные движения выполняются по словесной инструкции без опоры на какой-либо образ. Для развития более четких дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключатся участие других анализаторов. Ребенку предлагается выполнять упражнения с закрытыми глазами. При закрытых глазах в момент выполнения упражнения внимание ребенка акцентируется на проприоцептивных ощущениях. На последующих этапах коррекционной работы артикуляционный праксис наиболее эффективно формируется с использованием серийных артикуляционных движений. Вариации серийных упражнений составляются из отдельных изолированных движений с учетом дефектов звукопроизношения ребенка. Каждое изолированное движение предварительно отрабатывается. В серию упражнений можно включить такие изолированные движения, которые целенаправленно помогают сформировать нужное положение. Например, для правильного произношения шипящих звуков, а также соноров ( ''л'', ''р'') необходима какуминальная позиция (подъем языка к верхним зубам). С этой целью  можно  использовать  следующую  серию   упражнений: 1) широко раскрыть рот; 2) широкий язык положить на нижнюю губу; 3) приподнять боковые края и кончик языка ( поза ''чашечка''); 4) внести ''чашечку'' внутрь рта; 5) поднять ''чашечку'' за верхние зубы; 6) закрыть рот; 7) опустить язык за нижние зубы. Работая над  дифференциацией свистящих и шипящих звуков, целесообразно использовать следующий комплекс серийных упражнений: 1) широко раскрыть рот; 2) широкий язык положить на нижнюю губу; 3) поднять кончик языка к верхней губе; 4) опустить кончик языка к нижней губе; 5) поднять кончик языка к верхним зубам; 6) кончиком языка посчитать верхние резцы; 7) опустить кончик языка к нижним резцам; 8) кончиком языка посчитать нижние резцы; 9) кончик языка поднять за верхние зубы; 10) кончик языка опустить за нижние зубы; 11) закрыть рот.  Комплексу серийных упражнений можно давать игровое название, которое помогает избежать дополнительной инструкции при неоднократных выполнениях и содействует положительному эмоциональному настроению ребенка в период выполнения этого комплекса.

Проведение подготовительной логопедической работы с использованием описанных приемов  помогает сократить продолжительность подготовительного этапа, создать базу для коррекции звукопроизношения и получить более эффективные результаты при коррекции звукопроизносительной стороны речи.

При воспитании ребенка с детским церебральным параличом также необходимо обращать внимание на коррекцию эмоционально-волевого развития, предупреждение выраженной неврологической симптоматики, повышенную возбудимость нервной системы.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: alternatiwa (21.03.2012)
Просмотров: 1516 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поговорим о воспитании [0]
Памятки, рекомендации родителям о воспитании детей
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28