Среда, 21.11.2018, 23:03
Приветствую Вас Гость | RSS

«Альтернатива» Центр дополнительного образования детей.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выполнение домашнего задания

- Ну, уж с меня хватит! - восклицает на родительском собрании для пятиклассников одна родительница.

- Всю начальную школу я делала с ним уроки, а вы говорите, контролируйте домашнюю работу. Что я до пенсии буду учиться?

   Странно, думаю я. Как мамочка услышала мои слова, относительно сложного периода пятиклассников, во время перехода из начальной школы в среднее звено. Изменяется вся система социальных связей, меняется статус ученика, возрастают учебные нагрузки, появляется новый мотив поведения, и он уже далеко не учебный, общение. Пятикласснику интереснее общение и это факт, онтогенетическое развитие вида. А если у ученика нет внутренней потребности учиться, не сформировано важнейшее качество обучение, познавательный интерес. Вот вопрос! К кому же мамочка адресует свои восклицания? Чем больше вы делаете домашние задания вашей заботой, тем меньше дети считают их своей. Дети, которые думают, что домашняя работа более важна для их родителей, чем для них, не берут на себя ответственность за ее выполнение.     

  Остерегайтесь принимать ответственность за работу ваших детей на себя, иначе вы будете продолжать жить с иллюзией, что ребенок очень ответственный, так как работа выполнена.

  Сотрудничество школы и ребенка с родителями проявляется в выполнении домашних заданий. Есть много сторон сотрудничества, но домашние задания - наиболее серьезный момент, наиболее выпуклый показатель психологической атмосферы семьи. В этом обнаруживается кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

Домашнее задание - очень и очень важный вид самостоятельной работы.

И помощь родителя можно поставить в один ряд с работой учителя на уроке.

Отношение школьников к выполнению домашних заданий имеет несколько стадий:

1. Романтическая. Она свойственна первоклассникам. Работа выполняется с интересом, в котором проявляется новизна деятельности.

2. Ритуальная. Постепенно дети втягиваются в ритм школьной жизни, привыкают к нему, у них вырабатывается стереотип деятельности. И выполнение домашних заданий становится вполне привычным ритуалом (конец первого класса, второй класс).

3. Стадия осмысления. Если все идет благополучно на втором и третьем годах обучения, то в четвертом, пятом классах начинается стадия осмысления. На этом этапе возникает разделение школьников на три группы по отношению к домашним заданиям:

а) домашние задания доставляют удовольствие, они даются детям легко;

б) домашние задания вызывают трудности;

в) домашние задания портят настроение, у таких детей начинается конфликт между «надо» и «хочу». Если успехов нет, а карательные санкции следуют одна за другой, начинает формироваться устойчивый негатив на отношение к учебе в целом с последствиями не только для умственного, но и для нравственного развития.

4. Стадия выбора. На первый план выступает «надо». Интересы подчиняются устремленности старшеклассника в будущее.

Итак, отношение школьникам к домашним заданиям развивается по стадиям познавательного интереса, определяется особенностями возраста, условиями жизни и деятельности.

Принципы природосообразности. 

Ребенка надо учить и воспитывать в соответствии с природными законами его развития.

Если не считаться с природой ребенка, то может произойти насилие над ним, будет нарушен ход его гармоничного вхождения в общество. 

Я. А. Коменский 

Стадии и формы помощи семье в выполнении домашних заданий. 

1. Форма включенного участия. Заботливые родители сидят рядом с первоклассником, контролируют каждый шаг, не только помогают, но и включаются в его работу. Эта помощь совершенно необходима в первом классе.

На этой стадии есть подводные камни:

а) родители работают не совместно с ребенком, а вместо него; в таком случае формируется интеллектуальная пассивность, иждивенческие настроения, склонность переложить малейшие затруднения на родительские плечи.

б) консерватизм, стереотипные формы участия в выполнении домашнего задания.

2. Соучастие. Во втором классе помогать детям нужно тогда, когда у них (если они самостоятельно выполняют домашнее задание) возникают какие-то трудности. Роль родителей - консультационная, нечто вроде «скорой помощи».

3. Наблюдение и контроль. В третьем классе родительский контроль содержателен по своей сути, а не просто наблюдение. Учитель отвечает за контроль по продукту, за конечный результат, а родители - за сам процесс.

Педагог-психолог Клочихина Яна Анатольевна

Категория: Мои статьи | Добавил: alternatiwa (08.11.2010)
Просмотров: 2247 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 alternatiwa  

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [30]
Поговорим о воспитании [0]
Памятки, рекомендации родителям о воспитании детей
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29